Здесь возникают и сталкиваются самые различные теории и точки зрения: утопические и мессианские концепции расово-этнического и культурно-исторического толка, такие, как «латинизм» или «испанизм»; теория «пятой» или «космической» расы, базирующаяся на факте слияния в Америке всех человеческих рас; антиевропеизм; идеи возвращения к автохтонным индейским корням и многие другие. Проблемы культуры Латинской Америки всегда представляются как альтернатива каких-то двух начал в зависимости от исторического контекста той или другой страны. С наибольшей остротой встает борьба между испанским и индейским, не прекращающаяся со времен Конкисты. Позиции «испанистов» и «индихенистов» сходятся, затем расходятся, никогда не находясь в отношении стабильного равновесия.

Рассмотрим взгляды испанистов. Разве не прав видный мексиканский общественный деятель, создатель теории космической расы Хосе Васконсе- лос, когда восклицает: «Мы — один из народов великой испанской культуры! … и невозможно отрицать, что Мексика — это испанская страна, так как то, что формирует душу, — это язык» , как правда и то, что именно Испания вырвала туземцев из их привычной жизни, породив новую нацию и новую культуру, приобщила их к «цивилизации, прикладным искусствам и прежде всего вере, которая была посеяна в этой несчастной стране этими ревностными посланниками Евангелия, достойными нашей вечной признательности».