Ряд сочинений Хосе Ардеволя написан на сюжеты или тексты испанских и кубинских классиков — Гарсии Лорки (кантата для солистов, хора и оркестра «Шутка дона Педро, едущего на коне», 1943), Хосе Марти (вокальный цикл «Простые стихи», музыка к кинофильму «Умершая от любви» по поэме «Де-вочка из Гватемалы»), Николаса Гильена (песня «Ай, сеньора соседка»). В двух «Кубинских сюитах» для оркестра композитор использовал такие национальные песенно-танцевальные жанры, как сон, гуахира, конга, хабанера, дан- сон, румба. Ряд произведений 1960-1970-х годов навеян Кубинской революцией: «Песни революции» (1962), кантаты «Победа на Плайа-Хирон» и «Ко- манданте Че» (1968). Характерно, что в них наряду с революционным содержанием употреблены и «революционные» средства — серийная техника и алеаторика. Авангардистские тенденции стали проявляться и в других про-изведениях позднего периода творчества Ардеволя («Музыка» для гитары и ка-мерного оркестра). 

На протяжении 1940—1950-х годов кубинская музыка развивается в целом под знаком неоклассицизма при резко возросшем уровне мастерства. По свидетельству Ардеволя, «молодые музыканты были убеждены, что до тех пор, пока они не овладеют высшими способами композиции в освещенных временем формах сонаты, вариации, квартета или симфонии, — мало чего удастся выразить убедительным образом» .