Все эти произведения отличаются оригинальным тематизмом, изобретательностью фактуры, изысканной игрой тембров при тщательно выверенной стройной конструкции целого. В эти и последующие годы Грамедж создает ряд произведений на революционную и гражданско-патриотическую тематику — «Смерть партизана» для чтеца и оркестра на стихи Николаса Гильена (1968), «Кантата Абелю Сантамарии» для чтеца, хора и оркестра ударных инструментов, написанная к 20-летию штурма казарм Монкада 26 июля 1953 года; кантата «Придут другие дни» для сопрано, чтеца и камерного ансамбля на текст Пабло Неруды, посвященная памяти Сальвадора Альенде; «Чили, свидетель» для хора a cappella (1974). В 1997 году за выдающиеся заслуги Арольд Грамедж был удостоен Ибероамериканской премии «Томас Луис де Виктория».

В творчестве Архельерса Леона (Argeliers Leon, 1918-1991) национальное начало выявлено значительно сильнее и непосредственнее, чем у Мартина или Грамеджа, особенно в тех сочинениях, в которых композитор разрабатывает афрокубинский музыкальный фольклор, продолжая линию Амадео Рольдана. Здесь можно назвать четыре «Балетные сцены» для кларнета, трубы, фортепиано и кубинских ударных — аутентичных ритуальных негритянских барабанов, использованных в качестве солирующих инструментов; «Акорин» (1956), сборник фортепианных инвенций также на подлинные темы ритуальных песнопений кубинских негров из различных этнических групп.