Роль Мануэля Понсе как «провозвестника»  новой национальной мекси-канской музыки не ограничивается областью вокальной или инструменталь-ной миниатюры. Созданный в 1921 году симфонический триптих «Чапульте- пек» (название главного парка столицы Мексики) открыл этап «фольклорного мексиканского симфонизма». «Этот мексиканизм, который в руках Понсе заменяется с фортепиано романтического салона на оркестр, — пишет Панам-ский композитор Роке Кордеро, — производит сильное влияние на развитие универсального через национальное в произведениях Чавеса» . Симфонические поэмы Понсе «Фериаль», «Мерлин» и другие, написанные им в последующие годы, занимают достойное место в ряду программных произведений латиноамериканских композиторов первой половины XX века.

Значителен вклад Понсе в расширении репертуара для гитары. Благодаря творческой дружбе с замечательным испанским гитаристом Андресом Сего-вией возник «Южный концерт» для гитары с оркестром; также были написаны пять сонат, «Испанские фолии» (20 вариаций и фуга), двенадцать прелюдий и другие пьесы, занявшие почетное место в репертуаре гитаристов. Характер «Южного концерта» откровенно испанский, с доминированием модальных структур и ритмов андалузского и мавританского происхождения. Начальная тема основана на ритме севильяны с акцентами классического фламенко.