Одним из наиболее интересных аспектов симфонии является ее ритмика. Постоянное повторение простых ритмических формул достигает порой громадной «варварской» силы. Многие эпизоды насыщены тонкими сочетаниями несимметричных фигураций, различными сменами размера, синкопиро-ванным смещением сильных долей, ритмическими колебаниями. В связи с этим резко возрастает роль группы ударных инструментов как в ритмическом, так и в колористическом планах. Ударность активно и действенно вторгается в симфоническую речь, несет ясно выраженную смысловую нагрузку.

Стремясь возродить «индейский дух» в музыке, Чавес наследует от величественного прошлого своей родины не только музыкальную традицию. Вслед за «великой тройкой» мексиканских живописцев, Ороско, Риверой и Сикей- росом, он стремится к преломлению в музыке характерных черт творчества древних мастеров скульптуры и архитектуры — «монументализм и примитивизм основных форм при тщательной отделке деталей… величественность пропорций и уверенность исполнения» . Вытесанные грубым, но точным резцом, симфонические фрески «Индейской симфонии» стали своего рода памятником индейской музыке Мексики.