Репертуар оперных трупп не ограничивался лишь произведениями евро-пейских композиторов, в нем стали фигурировать и имена местных авторов. Так, в 1874 году силами итальянской труппы была поставлена опера колум-бийского композитора Марии Понсе де Леона (1846—1882) «Эстер» на религиозный сюжет, а в 1880-м — «Флоринда», основанная на подлинной истории любви последнего вестготского короля Испании Родриго к дочери графа Хулиана Флоринде. Музыка этих опер, как свидетельствует колумбийский музыковед Хосе Игнасио Пердомо Эскобар, «абсолютно итальянская, с отдельными французскими пассажами, заставляющими вспомнить стиль учителей колумбийского мастера — Гуно и Тома»21. Любопытно также отметить, что автором первой перуанской оперы на национальный сюжет «Атауальпа», поставленной в Лиме в 1877 году, стал итальянский музыкант Карл ос Энрике Паста, работавший в те годы в Перу.

В XIX веке в Латинской Америке, по словам А. Карпентьера, «не было ни одного довольно значительного музыкального центра, где кто-нибудь не написал бы одной или нескольких опер»22. Путь, наиболее очевидный к достижению успеха, состоял в имитации итальянских, а затем и французских классических оперных образцов.