Баховское начало проявляется здесь в более общих аспектах: в самом принципе развертывания тематического материала — мелодий большого дыхания, выразительных кантилен, «прорастающих» из начального интонационного ядра (прекрасный пример такого «прорастания» — «Модинья» из «Бахианы» № 1 для ансамбля виолончелей, пример 53); в трактовке фуги не как конструктивной схемы, а как своеобразного «музыкального жанра», способного воплотить любые современные образы (см. фугу из «Бахианы» № 1 под названием «Беседа», пример 54); в богатстве полифонической ткани, сочетающей естественное и самостоятельное движение голосов с ясной гармонической вертикалью, даже в такой «Бахиане», как № 6, написанной для флейты и фагота — в любимой и часто применяемой композитором форме инструментального дуэта, пример 55); наконец, в использовании инструментальных и вокальных форм, ти

пичных для искусства Баха и его времени, — таких, как прелюдия, хорал, ток-ката, ария, жига.

Практически все пьесы из этого цикла имеют двойные заголовки. Так, Прелюдия из «Бахианы» № 2 имеет подзаголовок «Песня крестьянина», Токката — «Сельский паровозик». Красочно гармонизованный хорал «Песнь джунглей» из «Бахианы» № 4 отсылает слушателя в глубь Бразилии: