Ситуация значительно усложняется после Второй мировой войны с про-никновением в Латинскую Америку музыкального авангарда. Поначалу проблематичной казалась принципиальная возможность совместимости эстетических установок и технических средств авангарда с традициями национальных музыкальных культур Латинской Америки — слишком многочисленны примеры, иллюстрирующие отдаляющее от национальной культуры воздействие авангарда на творчество композиторов, что с тревогой констатировали музыкальные деятели Латинской Америки. Для многих латиноамериканских композиторов встал немаловажный вопрос, идти ли «в ногу с Европой» или остаться кубинцем, бразильцем, мексиканцем в своем творчестве. Время, однако, показало, что компромисс между традицией и современностью возможен. Сегодня латиноамериканские композиторы овладели самыми передовыми методами письма и на равных сотрудничают как с европейскими, так и с североамериканскими коллегами в международных центрах современной музыки. Ныне Латинская Америка — это неотъемлемая часть всего цивилизованного мира, на равных правах с другими странами и народами участвующая в мировых процессах развития.