Произведения Берналя Хименеса продолжают традиции креольского романтизма и отмечены ярким тематизмом, красочной гармонией и уверенным владением формой. Среди них симфоническая драма «Тата Баско», посвященная 400-летию прибытия в Мексику первого епископа Мичоакана Баско де Кироги (1941), балеты «Рождество в Патцкуаро» и «Тимгамбато» (на сюжет индейской легенды, 1943), симфонические поэмы «Ночь в Море- лии» (1941), «Мексика» (1946), «Три письма из Мексики» (1949). Одно из самых известных и популярных сочинений Берналя Хименеса — струнный квартет «Из времен вице-королевства», все три части которого написаны на темы народных креольских песен колониального периода. Приведем начало первой части квартета:

На фоне чрезвычайно активного и успешного освоения фольклора в пер-вой половине XX века среди композиторов были и такие, для которых сам по себе фольклорный элемент являлся второстепенным, а то и чуждым; в их творчестве впервые стали проявляться ростки противоположной национальному направлению «универсальной» тенденции, связанной с освоением новых видов композиторской техники и эстетики, приобретшей осязаемые черты лишь после окончания Второй мировой войны. Речь идет о Хулиане Каррильо (Julian Carrillo, 1875—1965), одном из первооткрывателей микротонализма.