Контрдансы, гуахиры, криольи, танцы и шумовая музыка негритянских компарс, а позже дансон и румба — все эти поначалу „плебейские" жанры не только находили на сцене надежное убежище, но и получили здесь своебразную визитную карточку, открывающую им путь в высшее общество»30. Таким образом, на сцене театра-буфф происходил процесс трансформации любительского музицирования в профессиональное искусство, и наоборот, авторская музыка переходила в ранг народной, становясь всеобщим достоянием. Показательным примером может послужить дансон, сочиненный в 1879 году композитором из предместья Гаваны (Матан- саса) Мигелем Файльде (1852—1921). Уже через год он был включен в репертуар театра «Альбису», и вскоре его уже танцевали в аристократическом салоне «Лисео». В течение почти 40 лет дансон был самым популярным танцем Кубы. Аналогичный путь проделала румба, симфонизированная впоследствии Але- хандро Гарсиа Катурла, и, напротив, знаменитая «Кукарача» из испанской тонадильи, распеваемая всей Гаваной, разлетелась не только по Латинской Америке, но и по всему миру31. Кубинский театр-буфф выдвинул многочисленную группу композиторов, создателей тонадилий и сарсуэл. Самый известный из них — Хорхе Анкерман (1877-1941), блестящий знаток кубинского музыкального фольклора, создатель множества хабанер, креолий, болеро, дансонов, получивших на Кубе повсеместную популярность. Так, его гуахира «Шепчущий ручей» по настоящее время входит в число избранных национальных песен.