Я не считаю это ни достижением, ни ошибкой; это просто определенный этап. Мое беспокойство, которое, думаю, разделяют многие, вызвано тем, что пришло время начать наш собственный этап» .

Роке Кордеро, также высказывая озабоченность тем, что латиноамериканские композиторы «становятся вновь похожи на придатки европейских маэстро», пытается заглянуть в будущее: «Возникнет ли к концу века (написано в 1977 году. — В. Д.) новое поколение, которое, используя все технические завоевания, оставшиеся в употреблении к тому времени, обратит свой взгляд к нашему континенту и откроет другую, подлинно латиноамериканскую концепцию национального, которая положит начало этапу пока неведомого музыкального интернационализма XXI века?» .

Естественно, только реальная музыка может дать ответ на поставленые вопросы. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть более подробно творчество наиболее видных латиноамериканских композиторов второй половины XX столетия согласно принципу, избранному в предыдущих главах.

После смерти Э. Вилла-Лобоса (1959) бразильская профессиональная му-зыка разделилась, по крайней мере, на три течения, которые существуют и по сей день и взаимодействие (в том числе открытая борьба) которых определяет ее внешний облик.