В созданном им в 1930-х годах «Практическом руковод-стве» — антологии для детских музыкальных школ, он собрал 137 песен для хора a capella и в сопровождении фортепиано, представляющих самые разные образцы бразильской народной музыки: индейские, креольские, афробразиль- ские, португальские, испанские, французские, итальянские и др. Им были на-писаны также две тетради «Сольфеджио» (1939—1954) и двухтомное «Хоровое пение» (1940—1950), куда вошли как оригинальные пьесы и обработки народ-ных мелодий самого композитора, так и некоторые произведения других бра-зильских и европейских авторов.

1930—40-е годы — самые плодотворные в творчестве Вилла-Лобоса. Из множества сочинений назовем цикл «Бразильские бахианы» («Bachianas brasileiras», 1930—1945) для различных составов, принесший ему мировое при-знание; Фантазию для саксофона, двух валторн и струнных (1948); уже упоми-навшийся «Бразильский цикл» для фортепиано; балет «Греческие мотивы»; семь из двенадцати симфоний, многие из которых наделены оригинальной программностью. (Так, Первая симфония носит название «Неожиданность», Вторая — «Вознесение», Третья, Четвертая и Пятая образуют цикл «Война», «Победа» и «Мир» и являются откликом на Вторую мировую войну; Шестая называется «Горы Бразилии», Седьмая, написанная в 1945 году, — «Одиссея Мира».)