В Мексике первой оперой, написанной на национальный сюжет, стала опера «Гуатцимотцин» Анисето Ортеги (1823—1871), поставленная 13 октября 1871 года в Большом национальном театре. Смелым шагом считалась постановка оперы мексиканца Рикардо Кастро (1865—1907) «Атцимба» на испанском, а не итальянском языке, как было принято до этого, с использованием нескольких стилизованных индейских мелодий. Считается, что эта опера предвосхитила индихенистские тенденции в латиноамериканской музыке (в частности, в музыке Карлоса Чавеса) . Но вклад Рикардо Кастро в мексиканскую музыку этим не ограничился. Блестящий пианист, он много гастролировал по Европе, включая в свой репертуар многочисленные вальсы, экспромты, полонезы и мазурки собственного сочинения. «Острота шумановского стиля, шопеновские формулы и техника Листа, — характеризует его Майер-Серра, — были использованы Кастро с ловкостью, изяществом и хорошим вкусом» . Однако, как почти все мексиканские композиторы ХЕХ века, в стремлении достичь уровня европейских мастеров он пользовался их же стилистическими средствами.