Понятие «открытого национализма», иными словами национального в его постоянном обогащении интернациональным, совпадает с основными положениями диалектики.

Цельностью и широтой отличается позиция Чавеса в отношении совре-менных видов композиторской техники. Не становясь на сторону тех, кто обвиняет додекафонистов в «предательстве родины», он осуждает ту нетерпимость, с которой представители авангарда зачастую относятся к традиционным методам. «Серийная система ни более, ни менее спорная, чем любая другая система, применяющаяся при создании музыки, — пишет он. — Вся проблема ограничивается следующим: владеет ли композитор системой или система композитором… Диктатура сериальных структур и атональности ограничивает, как и все диктатуры. К настоящему творчеству не придешь с ограниченными средствами, это возможно лишь на открытой дороге» . Чавес подчеркивает роль личности в процессе художественного творчества: «Если бы в наши дни явился Бетховен писать Десятую симфонию или новый Дебюсси новую симфоническую поэму, продолжая логически собственную тональную эволюцию, они, без сомнения, не написали бы ничтожной музыки, если она и была бы серийной…