Эйтор Вилла-Лобос — прямой продолжатель предшествующего ему поколения бразильских композиторов, представителей национального романтизма А. Леви, А. Непомусену и Э. Назарета. В детстве он не получил систематического музыкального образования, постигать музыкальное искусство начал в качестве бродячего музыканта, присоединившись к группе шоранов, игравших на улицах Рио-де-Жанейро, свадьбах, крестинах, днях рождения. Практически самостоятельно научился играть на гитаре, фортепиано и виолончели, ставшей его любимым инструментом. Короткое время он учился в классе гармонии у Фридерика Насименту в Национальном музыкальном институте, но, привыкший к свободе, вновь вернулся к уличным оркестрам, сочиняя и импровизируя машиши, польки, вальсы и марши в духе своих предшественников. С 1905 по 1912 год он совершил пять продолжительных поездок по стране, побывав в ее самых отдаленных уголках и записав более тысячи народных мелодий. Так народная музыка стала неразрывной частью его индивидуальности, что позволило ему позже с полным основанием сказать: «Фольклор — это я!».

Десятилетие с 1910 по 1920 год стало важным периодом в формировании художественных взглядов Вилла-Лобоса и временем его первых творческих свершений. Он овладевает основами композиторской техники под руковод-ством опытных музыкантов — Франсиско Браги, ученика Жюля Массне, и Энрике Освальда, получившего музыкальное образование в Италии.