«Несколько дней, — свидетельствует А. Карпентьер, — Варез изучал партитуру, а вскоре появилась его „Ионизация", в которой Варез использовал некоторые способы нотации Рольдана» . Пьесы Рольдана «Ориенталь», «Прегон» и «Негритянский праздник», со-ставляющие цикл «Три маленькие поэмы для оркестра» (1926), являются жанровыми зарисовками, основанными на подлинных мелодиях креольского и афрокубинского фольклора. Центральный эпизод первой из них построен на теме старинной песенной формы кокойе, бытующей в провинции Ориенте. Во второй поэме мастерски обработаны записанные композитором подлинные народные прегоны — напевные выкрики-зазывания уличных торговцев. В приводимом фрагменте весьма колоритно звучит тягучая мелодия гобоя в окружении тремоло флажолетов струнных и колышущихся staccato флейт.

Третья поэма «Негритянский праздник» — развернутая картина шумного карнавального шествия, эффект приближения которого достигается постепенно разрастающейся звучностью от начала вплоть до последних тактов (в чем можно заметить определенное сходство с динамическим приемом в «Болеро» М. Равеля). В отличие от первых двух пьес креольского плана, «Негритянский праздник» основан на повторяющемся пентатонном мотиве (см. пример 87)и ритмах чисто афрокубинского происхождения.