В свободном имитационно-полифоническом стиле написано одно из последних сочинений Катурлы — «Песнь кофейных плантаций» (1937) для хора, основанная на теме народного сона (см. пример 91). В этом произведении, проникнутом драматизмом, открывается новая тенденция к более умеренному линеарному письму, сближающая Катурлу с Рольданом. Однако этой тенденции не дано было реализоваться в полной мере в связи с трагической гибелью композитора.

Общие фольклорные истоки творчества Рольдана и Катурлы по-разному осваивались и претворялись обоими композиторами. Рольдан «шел к фольк-лору постепенно, пытаясь сначала понять его, а затем уже принять» . (Необходимо напомнить, что Рольдан, родившись в Париже, жил и учился в Мадриде и на Кубе появился в возрасте 19 лет.) Он познавал и усваивал типичные черты афрокубинской музыки, пройдя неизбежный этап цитирования народных мелодий («Увертюра на кубинские темы», «Три маленьких поэмы», балеты). Затем в «Ритмиках» он переходит к этапу художественного обобщения фольклора, создавая в своих произведениях, по замечанию североамериканского композитора и критика Генри Коуэлла, впечатление «усиленного эффекта народного музицирования» .