Переходу бразильских композиторов на позиции авангарда в значительной мере способствовала педагогическая деятельность немецкого флейтиста, дирижера и композитора Ганса Иоахима Кёльрей- тера (1915—2005), эмигрировавшего в 1937 году из нацистской Германии и ставшего одной из самых влиятельных фигур бразильской музыкальной жизни. В 1939 году Кёльрейтер организует группу «Живая музыка» (подобно созданной двумя годами ранее в Аргентине группе «Новая музыка»), куда вошли, среди других, Клаудиу Сан- тору, Сезар Герра Пейши и Эдину Кригер. В Манифестах этой группы 1944, а затем 1946 годов, живо напоминающих аналогичные документы европейского футуризма 1920-х, провозглашалась свобода всех форм самовыражения, борьба за искусство будущего, порицался академизм и фальшивый национализм, поддерживалось художественное применение радиоэлектронных инструментов и в то же время отвергался формализм и «искусство для искусства» .

Примечательно, что группа «Живая музыка» закончила свое существование в 1949 году при характерных обстоятельствах, возникших в связи с известным выступлением А. Жданова в январе 1948 года против «формализма». Многие из членов группы «Живая музыка» состояли в коммунистической партии Бразилии и принимали участие в Международном конгрессе композиторов и музыкальных критиков в Праге, состоявшемся 20—29 мая 1948 года.