Партии инструментов в высшей степени виртуозны, с использованием регистров, редко употребляемых в оркестровой музыке. Особенно развита партия контрабасов, превратившаяся в самостоятельный голос струнного квинтета. Тщательной дозировкой динамики отдельных инструментов композитор достигает необычных звуковых эффектов, атмосферы ирреальности, зыбких сновидений.

Шестая симфония (1961), исполненная нью-йоркским Филармоническим оркестром в 1964 году под управлением Леонарда Бернстайна, пронизана, по выражению Хулиана Орбона, пафосом «романтического симфонизма» . Это произведение — вершина симфонического мышления Чавеса, ставящая его в ряд с наиболее значительными композиторами-симфонистами XX века, про-изведение, в котором композитор говорит уверенным языком мастера, созна-ющего свою силу и мастерство. Сразу обращает на себя внимание мужественная, благородных очертаний первая тема симфонии, составленная из нанизывающихся на до-мажорную гармоническую педаль выразительных мотивов. Заслуживает внимания также смелость автора, не побоявшегося, имея уже такого именитого предшественника, как Хиндемит, ввести в произведение гигантскую пассакалию в форме 34-х вариаций и фуги, «вырубленных, — как пишет мексиканский рецензент, — долотом и зубилом» .