Национализм ищет оригинальности. Но как искать оригинальность в композиции, если многие элементы, которые она использует, составляют часть европейского наследия, если сохранились фундаментальные элементы западной музыки: звукоряды, гармония, каденция, формы, динамика, инструменты? Создается все еще европейская музыка с туземными акцентами» . Как видим, противопоставление европейского и «туземного» становится отражением проникшего глубоко в подсознание ощущения вторичности латиноамериканской музыки, ее подчиненного положения по отношению к европейской, недоверия к собственным ценностям.

Почему же к середине XX века возникли эти трудности? И в чем же корни конфликта между национальным и универсальным? Здесь нам придется разъяс-нить отдельные понятия, и прежде всего понятие «универсального», поскольку в Америке (не только Латинской) в него вкладывается разный смысл. В одних случаях это понятие выступает как синоним всеобщего и имеет широкое общеэстетическое значение. В этом понимании универсальное является сле-дующей, более высокой ступенью развития национального. В других случаях универсализм отождествляется с модернизмом и его следующей ступенью — авангардизмом, как с течениями, противостоящими национальному.