Индейскую тематику можно обнаружить в творчестве многих композиторов. В 1900-х годах в Лиме шли оперы «Ольянта» и «Атауальпа» перуанского композитора Хосе Марии Валье Риестры (1858—1924) на сюжеты из жизни индейцев кечуа. В 1902 году в Сантьяго-де-Чили была поставлена опера «Кау- поликан» Ремихио Асеведо (1863—1910), посвященная борьбе арауканов против испанских конкистадоров в XVI веке.

Наибольший успех из всех латиноамериканских композиторов XIX века выпал на долю бразильского композитора Антонио Карлоса Гомиса, оперы которого с большим успехом ставились в Италии, Франции, Испании и других европейских странах. Его опера-балет «Гуарани» по одноименному роману Жозе ди Аленкара, поставленная в 1870 году в миланской «Ла Скала», со-храняет и по сей день свою художественную ценность. Однако, даже не сравнивая музыку Гомиса с музыкой его прославленных европейских учителей и коллег, под влиянием которых он несомненно находился, для нас важен сам факт того, что творчество бразильского композитора стало первым ощутимым примером «обратного» вклада Латинской Америки в европейскую музыкальную культуру. В этой связи остановимся подробнее на его жизненном и творческом пути.