Он исколесил всю Италию в поисках необходимых ему индейских инструментов — борее, тембис, маракас, или инубиас, — нигде их не нашел, но не успокоился, пока не заставил под собственным руководством изготовить на фабрике органов в Бергамо нечто подходящее.

Оперы Гомиса с успехом ставятся в наше время в оперных театрах не только Бразилии. Так, в 90-х годах в столице Болгарии Софии были поставлены «Мария Тудор» и «Фоска» (бразильская постановка), в 1993 году в Бонне — «Гуарани» с Пласидо Доминго в главной роли.

На фоне повсеместно царившей в Латинской Америке итальянской, а за-тем французской оперной музыки и подражательного творчества местных композиторов несколько особняком стояла музыкально-театральная жизнь на Кубе. В этой стране во второй половине XIX века возник и стал быстро развиваться театр-буфф, создателем которого стал комический актер Франсиско Коваррубиас. Сохранив основные композиционные и драматургические элементы испанского театра малых форм — тонадильи и сайнете, Коваррубиас заменил испанские реалии и персонажи креольскими, а с ними на сцену пришла креольская кубинская музыка, оттеснившая испанские сегидильи, фанданго и болеро. Комедиографы Хосе Агустин Мильян и Бартоломе Хосе Крес- по-и-Борбон окончательно закрепили национальные черты нового театра: героями сюжетов на местные темы стали негры и мулаты с характерными особенностями их выговора, с темпераментными афрокубинскими песнями и танцами, экзотическими музыкальными инструментами, в которых «белый крестьянин гуахиро пел децимы под аккомпанемент гитары, а негр и мулатка танцевали гуарачу, потрясая гуиро и маракас.