Хор, исполняющий обычную (ординарную) мессу на латыни, противопоставлен солисту, который поет поиспански (его партия написана на стихи чилийского поэта Висенте Уидобро) и постоянно вторгается в течение службы. Конфликтный мир, общечеловеческие проблемы, отображенные в мессе, обусловливают ее масштабность и драматизм, беспрецедентный для предшествующего творчества Оррего Саласа. Приведем два фрагмента из Мессы «На время Раздора» — Credo (пример 148) и Sanctus.

Оратория «Сотворение мира» на стихи Пабло Неруды и североамериканс-кого поэта Томаса Дилана, венчающая эту монументальную вокально-симфо-ническую трилогию, стала высшей ступенью творческой эволюции Оррего Саласа. Используя как традиционные, так и самые современные средства и приемы письма, найденные им ранее в камерно-ансамблевых сочинениях, композитор создает необычайно красочную и в то же время драматически напряженную оркестровую ткань. Многие инструментальные эпизоды оратории можно с полным основанием отнести к числу лучших страниц современного ораториального симфонизма.

Среди произведений ораториально-кантатного жанра выделим также «Песнь Боливару» для голосов и традиционных андийских инструментов (1981) и «Боливар» для чтеца, хора и оркестра (1981); кантату «Звездный город» для баритона, хора и оркестра (1992); «Песнь Кордильерам» для хора с оркестром (1997). Значителен вклад Оррего Саласа и в симфоническую музыку.