Начав изложение с какой-либо ритмоформулы четвертями или восьмыми, автор поддерживает безостановочную ритмическую пульсацию в течение всего раздела, чтобы затем сменить ее на новое ритмическое образование. Так, главная тема второй части, решительная, резкая, активно развивается, чтобы, достигнув кульминации, уступить место второй, лиричной и также ритмически устойчивой (примеры 99, 100).

Возвышенно-драматична третья, медленная часть симфонии. В яростной, шумной (tumultoso), синкопированной теме финала суммированы признаки многих танцевальных креольских жанров. Эта часть выделяется своим опти-мистическим настроем, что подтверждается заключительными, полными эн-тузиазма тактами симфонии.

Стиль позднего Санта Круса (1960—1970-х годов), не претерпевая существенных изменений, приблизился к экспрессионизму, нашедшему свое выражение в ряде значительных произведений крупной формы — Пятой симфонии (1968) и оратории «Пророк Иеремия» (1970). Одновременно в произведениях этих лет наблюдается постепенное очищение от излишней хроматизации и появление в музыке диатонических контуров. Свидетельсво тому — цикл из десяти хоров a cappella «Пасхальные песнопения» (1962), отрывок одного из которых (хор «Из глубины моей души») здесь приводится.