Креол, как говорили в ту эпоху, имеет три любимых занятия: мечтать, играть и беседовать, его отличает редкое простодушие и неспособность предпринять что-то в решительный момент . Так как он страдает комплексом неполноценности, его культура «отмечена печатью поверхностности, внешним лоском и нехваткой глубины» . У нас нет оснований не доверять столь резким суждениям латиноамериканских авторов, хотя «смена тональности» разительна.

Известно, что любая высокая культура является продуктом смешения разнородных компонентов, однако ни в одной культуре метисность не является определяющим качеством. Справедлив этот термин, как и в случае с креольской культурой, в отношении специфической латиноамериканской реальности. Если креольская культура сосредоточила в себе модифицированные черты преимущественно испанской (португальской) культуры, то метисская культура имеет более выраженные и нескрываемые индейские черты, а в регионах с афроамериканским элементом приобретает и соответствующий негритянский оттенок. Несомненно также и то, что креольская культура, как наследница европейской, имеет более рафинированный характер по сравнению с метисской, носящей следы примитивизма, что окажется немаловажым фактором для стилистики художественного творчества.