Некоторые исследователи называют этот период творческим спадом, вызванным болезнью композитора и отсутствием нормальных условий для работы из-за непрерывных зарубежных гастролей. (За одно только десятилетие с 1948 по 1957 год Вилла-Лобос дирижировал концертами из своих произведений в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Хьюстоне, Риме, Лиссабоне, Париже, Брюсселе, Берлине, Лондоне, а в промежутках между гастролями совершал турне по странам Латинской Америки.) При той беспрецедентной для XX века продуктивности, которая всегда отличала Вилла-Лобоса, трудно говорить о творческом упадке, но верно одно: за исключением квартетов, сочинения этого периода не имели безоговорочного успеха. В некоторых их них стала проявляться тяжеловесность и растянутость формы (как, например, в Одиннадцатой симфонии), в других — несвойственная композитору рационалистичность. По определению Васко Мариза, музыкальный язык последних произведений Вилла-Лобоса более соответствует урбанизированой Бразилии 40-50-х годов, в отличие от ранних, более спон-танно рожденных произведений. Впрочем, подобные изменения можно счи-тать логичной эволюцией стиля для умудренного опытом творца. Тем не ме-нее вдохновение (а именно это качество можно считать главнейшим в натуре композитора) не покидало его.