Неоклассицизм „Бразильских бахиан", таким образом, не есть уход от современности к прошлому. Напротив, именно национальное служит в данном случае тем мостиком, который соединяет прошлое с настоящим. Все это делает „Бразильские бахианы" произведением в равной спепени национальным и интернациональным, и не случайно „Бразильские бахианы" остаются самым популярным сочинением Вилла-Лобоса как в Бразилии, так и за ее пределами» .

Поздний период творчества Эйтора Вилла-Лобоса, начало которому было положено созданием Седьмой симфонии «Одиссея мира» (1945), выходит за рамки первой половины XX века и, с точки зрения исторической хронологии, возможно, должен бы быть рассмотрен в следующей главе. Однако, принимая во внимание верность композитора избранным им стилистическим предпочтениям, считаем целесообразным дать краткую характеристку творчества его последних лет жизни в данном разделе.

В первые послевоенные полтора десятилетия (1945—1959) Вилла-Лобос по- прежнему оставался во главе музыкальной жизни Бразилии. За эти годы им было создано шесть симфоний (№ 7—12), пять фортепианных концертов, концерты для гитары и для арфы с оркестром, второй виолончельный концерт, девять струнных квартетов (№ 9—17), пять симфонических поэм, опера и два балета, множество разных мелких сочинений.