В 1940-е годы Чавесом было создано относительно небольшое количество произведений, однако этот этап принес значительные изменения в творчестве композитора. Начался активный процесс синтеза различных стилистических тенденций, существовавших ранее в известной степени разобщенно. Олицетворением этого синтеза стало одно из его наиболее значительных произведений – Концерт для фортепиано с оркестром (1938-1940). Концерт сразу же привлек внимание многих видных исполнителей90. Различные мнения о концерте, при всей разности подхода в его оценке, сходятся в признании исключительной важности этого сочинения, открывшего не только новый этап в творчестве композитора, но и новый этап в мексиканской музыке. Г. Чейз, проводя восходящую линию развития мексиканизма Чавеса от индихенизма балета «Новый огонь» к «магистральному», по его выражению, Концерту, считает, что в этом сочинении «произошел экстраординарный сплав индихенистского примитивизма и новейшего конструктивизма» .

Примитивизм, как точку отсчета, избрала и критик Глория Кармона: «В том же примитивистском духе, который наполняет произведения Чавеса этого периода, — пишет она, ставя Концерт рядом с „Индейской симфонией", — написан Концерт для фортепиано… В нем есть, однако, определенный избыток, расточительность мотивов и развития в духе барокко, которые значительно обогащают его архитектуру» .