Продолжением линии «Индейской симфонии» явилась небольшая оркестровая пьеса «Хочипилли Макуилхочитл» (1940) — бесспорно, «самое индихени- стское» сочинение Чавеса, пример максимально возможного приближения к звучанию индейской музыки Мексики докортесовой эпохи. В этом произведении Чавес обратился к одной из самых поэтичных страниц мифологии древ

них мексиканцев: божество Хочипилли Макуилхочитл является людям в об-разе ребенка, украшенного цветами. Небольшой по составу оркестр включает как тщательно реконструированные инструменты ацтеков — барабаны уэуэтл, ксилофоны тепонацтли, металлические и глиняные погремушки айякачтли, костяные скребки омичикауацтли, так и близкие им аналоги среди обычных инструментов. Так, флейта-пикколо, флейта и малый кларнет исполняют мелодии только в пентатонных звукорядах, доступных ацтекским флейтам тлапитцалли, а тромбон имитирует звучание большой морской раковины атеко- колли, воспроизводя лишь две доступные ей ноты в излюбленном ацтеками интервале чистой квинты. Вот маленький фрагмент пьесы, пронизанный ощущением праздника, танцевальностью, радостным оптимизмом:

He менее древний, чем в «Индейской симфонии», но совсем иной художе-ственный мир раскрывается в также одночастной (длительностью в 11 минут) симфонии «Антигона» (1933), представляющей неоклассическую тенденцию в творчестве композитора.