Для мексиканской культуры это произведение означает начало универсализации национального мышления . Концерт для фортепиано с оркестром представляет собой значительное по масштабам произведение длительностью свыше 30 минут. Он состоит из трех частей: Первая часть — сонатное Allegro с медленным вступлением и заключением. Вторая часть — Molto lento, состоящее из нескольких эпизодов. Третья часть — Allegro поп troppo, близкая по форме к сонатному Allegro с кодой вместо репризы. Концерт вместил в себя целую галерею образов от широких эпических картин до эпизодов интимной лирики, от философских раздумий до взрывов искреннего веселья. Оптимистична общая концепция произведения: вера в человека, в его труд, энергию и волю, любовь к родной земле — вот главные идеи произведения.

Впечатляюще звучит уже первая тема интродукции, величественно разворачивается широкая напевная мелодия. Эта тема — ключевая для всего произведения, от нее тянутся нити интонационных взаимосвязей и образных пре-вращений почти ко всем остальным темам. Квартово-квинтовые интонации первого двутакта можно считать квинтэссенцией всего чавесовского тематизма. Трихордные мотивы такого рода обнаруживаются в каждом его сочинении: