Важнейшим достижением концерта явилось объединение под знаком стилистического единства разнородных фольклорных источников музыкального языка композитора — индейского, креольского, элементов джаза, ставших к этому времени «неразрывной частью индивидуальности самого автора, что позволило ему создать произведение универсальное по значению с мексиканским акцентом» . Это и есть та главная цель, к которой стремился мексиканский «национализм» в целом и Карлос Чавес в частности. С созданием этого произведения мексиканская профессиональная музыка вступила в следующий этап своего развития — универсальный, продемонстрировав способность решения широких проблем обще-человеческого плана на высоком и современном художественном уровне.

На этом этапе мы временно приостанавливаем рассмотрение творчества Карлоса Чавеса, которое в своем дальнейшем развитии выходит за рамки проблематики данной главы, ограниченной 40-ми годами первой половиной XX века и посвященной рассмотрению процесса становления национальных композиторских школ в течение этого периода. Подобная остановка может показаться искусственной, однако нельзя забывать, что послевоенный период в мировой музыке ознаменован тенденциями, во многом отличающимися от тенденций, превалирующих в первые десятилетия XX века, и нуждается в определенной мотивации, которая может быть отнесена уже не только к творчеству Чавеса, а к явлениям мирового масштаба.