В салонах и домах знатных семей все чаще звучит музыка Плейеля, Госсека, Мегюля, Керубини. Энтузиаст-любитель Хосе Пеньялвер проводит в 1810-х годах серию филармонических концертов. Произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена исполняются на Кубе значительно раньше, чем в остальной Америке. Большое значение имело открытие в 1816 году в Гаване Музыкальной академии «Санта Сесилия», положившее начало подготовке профессиональных кадров. Определенную роль в формировании художественных вкусов кубинского общества того времени сыграла ежемесячная музыкальная газета «Эль филармонико менсуаль», выходившая с 1812 года. Первый ее номер содержал «Руководство к усвоению музыкального искусства».

Аналогичная картина наблюдалась и в Мексике. В столичном «Колисео» с успехом шли те же итальянские оперы, что и в Гаване. В городских салонах и частных домах также процветала итальянская музыка, чему способствовали массовое любительское музицирование и культ фортепиано. «Мода на фортепиано исключительна, — писал в 1810 году один бытописатель, — и мало кто из сеньор и сеньорит не играет на нем итальянские арии у себя дома, в кругу друзей или на часто устраиваемых тертулиях» . «Абсолютное доминирование фортепиано, — добавляет по этому поводу Отто Майер-Серра, — свидетельствует о том, что музыкальное искусство в обществе целиком находилось в руках любителей». Любительский же характер имели и публичные концерты.