У Рольдана это прежде всего «Мотивы сона» на тексты Н. Гильена — цикл из восьми пьес для голоса в сопровождении один-надцати инструментов. Каждая из них представляет собой характерную жан-ровую картинку. Одной из наиболее интересных представляется последняя из пьес — «Шагай, прохожий» («Camina, caminante»), в которой благодаря покачивающемуся синкопированному ритму создается ощущение мерного безостановочного движения. Обращает на себя внимание диатонический характер мелодии и квартово-квинтовые соотношения в вертикалях: 

В вокальных произведениях Катурлы, написанных в последние годы жиз-ни, он еще больше концентрировался на афрокубинских жанрах. Таковы его «Две афрокубинские поэмы» (1929) для голоса с фортепиано на слова А. Кар- пентьера и серия пьес на тексты Н. Гильена: «Бито Мануэ» (1930), «Мулатка» (1933), «Ямбамбо» (1934) и «Сабас» (1937). Несмотря на различия в характере каждой из них, они обладают чертами несомненной стилистической общности. Приведем здесь песню негров «Ямбамбо», оснащенную всеми атрибутами афрокубинской музыки — остинатный бас, полиметрия (одновременное сочетание размеров 2/4 и 6/8), синкопированный ритм, пентатонная мелодия, квартово-квинтовость в гармонии, многократное повторение одного и того же мотива: