Однако молодые деятели бразильского искусства имели иное мнение. Спустя пять лет они сформировали самостоятельную группу, положившую начало модернистскому движению. В феврале 1922 года в Муниципальном театре Сан-Паулу члены этой группы — художница Анита Малфатти, писатель Граса Аранья, поэт Роналдо ди Карвалью, литератор, фольклорист и музыковед Мариу ди Андради, скульптор Виктор Брешет организовали и провели «Неделю современного искусства», ставшую знаковой в дальнейшем развитии бразильской культуры. Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, представленные на выставке, поразили воображение местных знатоков своей новизной. Вилла-Лобос с большим энтузиазмом принял участие в мероприятиях «Недели», организовав несколько концертов, в программы которых вошли помимо произведений современных композиторов и его собственные сочинения. Он горячо разделял идеи модернистов, опубликовавших манифест. Особенно созвучными его устремлениям оказались идеи переоценки художественных ценностей колониальной эпохи, возрождения интереса к культурному наследию древних индейцев, а также к фольклору современных бразильских индейцев, негров и мулатов. «Мы были чисты, свободны и бескорыстны; нас объединяли возвышенные чувства, — вспоминает Мариу ди Андради. — Нас бойкотировали, высмеивали, оплевывали, предавали анафеме — все это лишь преисполняло нас наивным, быть может, но искренним сознанием собственного величия и непоколебимой убежденности в своей правоте».