Многосоставность латиноамериканской культуры, противоречивость составляющих ее элементов породили у художников и музыкантов потребность в осмыслении специфики континентального бытия, его истоков, опыта, перспектив развития, в осознании становящихся все более явственными отличий Латинской Америки от Европы, в определении черт ее историко-культурной самобытности.

Идея своеобразия, идентичности Ибероамерики нашла свое выражение в формировании к началу XIX века креольского самосознания и искусства, о чем уже говорилось. Далее, на протяжении XIX века ситуация стала постепен-но меняться, в борьбу за независимость вступили представители «низов», ин-дейцы, метисы, мулаты, все более усиливающимися стали процессы этнокуль-турной метисации, повлекшие за собой формирование новых черт национального и континентального сознания. К концу XIX века, по достижении независимости, на общественно-политическую сцену вышли метисы, грубые, необразованные, но полные сил и жажды занять свое «место под солнцем». Резко меняется и характер суждений о креолах. Креол из человека активного, способного на самые рискованные предприятия, превращается в неуверенное, лишенное корней создание, самыми типичными чертами которого становятся праздность, непредсказуемость, рассеянность , — отмечается в труде под названием «Генезис либерального сознания в Мексике».