При этом многие эстетические течения, уже завершившие свою эволюцию в европейской музыке, в Латинской Америке проявили большую жизнеспособность и самостоятельно развивались в местных условиях. Так, весьма родственным латиноамериканскому мировосприятию оказался романтизм, если, как было отмечено выше, иметь в виду определенное мироощущение, а не копирование музыкально-выразительных средств европейской музыки XIX века. Особенно отчетливо черты романтизма проявились у композиторов, творчество которых было связано с народной креольской традицией. С другой стороны, индейский и афроидный фольклор, пришедший из глубинных пластов человеческой культуры, нашел немало точек соприкосновения с модернизмом начала и авангардизмом второй половины XX столетия.

Весьма устойчивы в музыке Латинской Америки различные проявления неоклассицизма. Опора на закономерности классической музыки и их пере-осмысление составляют одну из наиболее характерных черт творчества многих современных латиноамериканских композиторов. Вместе с тем неоклассицизм, с присущим ему превалированием рационального начала над эмоциональным, хотя и способствовал более глубокому философскому постижению действительности, привел все же к несколько одностороннему ее отражению в латиноамериканской музыке.