Наиболее характерным сочинением Катурлы является написанная в 1928 году пьеса «Бембе», в которой нашел воплощение один из ритуальных обрядов, сопровождаемых священным танцем (возможно, первое из произведений латиноамериканских композиторов, погружающее нас в «магическую реальность» этого континента). Моделируя манеру исполнения и характер звучания народных инструментальных ансамблей, Ка- турла применяет продолжительные ритмомотивные остинато, на которые накладывает одновременно несколько самостоятельных контрапунктирующих голосов, образующих политональные («несовместимые», по выражению К. Чавеса) сочетания.

Чуть позже, в 1933 году была написана знаменитая «Румба» Катурлы для увеличенного состава симфонического оркестра, по своей звуковой насыщенности и необузданному темпераменту представляющая собой своего рода апофеоз афрокубанизма. «Когда Катурла писал свою „Румбу", — говорит Карпен-

Он думал о Румбе, о духе румбы, о всех румбах, какие только звучали на Кубе с тех пор, как здесь появились первые негры… Очень может быть, что негр, танцующий румбу, не сумел бы сделать и одного „па" под эту музыку, которая тем не менее выражает его самые сокровенные инстинкты» . Уже в 1954 году, после исполнения «Румбы» Катурлы на I Фестивале латиноамериканской музыки, когда один из оркестрантов заявил Карло- су Чавесу, дирижировавшему оркестром, что он не понимает этой музыки и находит ее «конвульсивной», тот ответил: «Пусть так, но зато какой элегантный тематический материал!».