Однако и здесь латиноамериканскими композиторами были достигнуты определенные результаты. Вплоть до конца XIX века латиноамериканская музыкальная культура в целом, и народная, и профессиональная, находились на этапе формирования, характеризующемся процессами ассимиляции элементов музыкальных куль-тур, приходящих извне. Однако, если народная музыка в результате трансфор-мации этих элементов стала обладать сложившимися формами и жанрами, имеющими яркие черты самобытности, то в профессиональной музыке были осуществлены лишь первые попытки национального самовыражения. Разрыв между народной и профессиональной музыкой не был полностью преодолен. Европеизм, выполнив свою прогрессивную роль, стал тормозом для дальнейшего развития. Предстоял сложный процесс выработки самостоятельных критериев в решении проблемы народности в профессиональном творчестве.

Последние два десятилетия XIX и первые два XX века явились важным этапом в истории латиноамериканской музыки. Это своего рода переходный период, время внутренних накоплений, эстетической переориентации композиторов от прямого подражания европейским образцам к осмыслению соб-ственных художественных ценностей. В чисто музыкальном плане это был по преимуществу национально-этнографический этап.