Знаменательной датой стал концерт из произведений Понсе, данный им в столичном театре «Арбо» в 1912 году. «Мексиканские песни» для фортепиано, исполненные на этом концерте, стали своеобразным эталоном национального мексиканского стиля на первом этапе его формирования51. Будучи продолжением национальной традиции салонного музицирования, они приобрели в творчестве Понсе классическую форму национальной инструментальной миниатюры. Романтическое содержание креольской песни, многие характерные признаки ее формы, мелодические и ритмические особенности стали основой индивидуального стиля Понсе. Эти пьесы отличаются редкой чистотой стиля, тонкостью и изысканностью, отсутствием украшательских излишеств и вместе с тем развитостью фортепианной фактуры. Примером может послужить пьеса «Валентина», основанная на популярной в годы мексиканской революции песне (см. приведенный ранее пример). Композитор полностью сохранил мелодию песни, стремясь «не повредить», донести до слушателя ее образное содержание. Беспокойный характер мелодии усиливает постоянное движение сопровождающих голосов, создавая непрерывное развитие. Традиционные тоника и доминанта обогащаются альтерациями, хроматизмами, используются колористические возможности фортепиано.