Карлос Чавес рассказывает о своем учителе: «В это время Понсе осмелился писать в больших формах, достигнув таких значительных результатов, как его Концерт для фортепиано и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Эти две монументальные работы были краеугольными камнями мексиканского музыкального выражения более высокого уровня, на котором мексиканские композиторы, следуя универсальным течениям музыки, унаследованной от великих мастеров, утверждали силу своих индивидуальностей» . Действительно, в этих сочинениях Понсе преобладают элементы общеевропейского интонационно-ритмического комплекса (импрессионизм, неоклассицизм) и, сответственно, уменьшается «мексиканский акцент». Таким образом, в творчестве Понсе сливаются национальное и европеистское (или «уни-версальное», согласно более поздней терминологии, о чем мы будем говорить ниже). Но в этом состоит и противоречие его творчества: начав в молодости как ревностный поборник «мексиканского национализма», он, как и многие другие латиноамериканские композиторы, обратился в поисках путей для своего дальнейшего развития к «внешним» источникам, вместо того чтобы глубже исследовать ресурсы собственной национальной культуры.