Особенно часто подобные приемы стали применять композиторы ибероамериканских стран, в которых базовым аккомпанирующим инструментом была гитара и производные от нее инструменты (сюда, конечно, относится и Куба). «Упрощение» звучания инструментов симфонического оркестра, «низведение» его до простонародного стало также испытанным способом создания атмосферы примитивизма. И Катурла в этом отношении был одним из первых экспериментаторов. «Катурла, — говорил Карпентьер, — умел употреблять простой кларнет таким образом, что его звук сразу становился грубым, гнусавым, как если бы это был деревенский кларнет из неподходящей и плохо обработанной древесины в руках уличного музыканта» .

При всем глубоком различии индивидуальных композиторских почерков, в стиле произведений Рольдана и Катурлы есть глубокая общность, обуслов-ленная как общей эстетической позицией обоих художников, так и общими истоками питавшей их творчество афрокубинской музыкальной культуры. Специфические особенности афрокубинского фольклора определили многие характерные средства выразительности и технические приемы, ставшие впоследствии отличительными стилистическими признаками любой афрокубинской партитуры.