Раскрывают нам изобилие тропических земель; песни, которые говорят нам о любви, вине и грусти и которые популярны по всей стране, в своей простоте раскрывают целую жизнь мексиканского народа, который любит, пьянствует и грустит». Формирование творческой личности Мануэля Марии Понсе произошло в переломную эпоху жизни Мексики, в эпоху, предшествующую мексиканской буржуазной революции 1910—1917 годов. Это обусловило отличие взглядов Понсе от позиции его младших современников — Карлоса Чавеса и Сильвестре Ревуэльтаса. Понсе — композитор-романтик. Несмотря на определенную модернизацию технических средств на протяжении его долгого творческого пути, его творчество связано с эстетикой креольского романтизма, с его довольно поверхностной мечтательностью, сентиментальностью, грациозной веселостью, известной отстраненностью от решения глубоких жизненных проблем. Сам Понсе любил повторять, что его произведения вдохновлены «ароматом роз в наших садах» . Он считал «долгом любого мексиканского композитора облагородить музыку своей родины, придав ей художественные формы, облачив ее в полифонические одежды и любовно сохраняя народные мелодии, являющиеся выражением души народа» .