Позже, не порывая связи с национальными источниками, композитор приходит к использованию додекафонии и некоторых других видов новой композиторской техники. Среди наиболее известных сочинений Веласкеса «Восемь багателей» для фортепиано (1970-1975), «Токката» для оркестра (1974), Концертный дуэт для фортепиано (1978), «Антарес» для струнного оркестра, «Концерт мира» для фортепиано с оркестром, симфония для струнных «Менестрель». Веласкес автор музыки к кинофильмам: «Сильная рука (1975), «Умереть ночью» (1981), «Совращение» (1982) и многим другим.

Еще в 1940-е годы выдвинулась группа «Независимых» — Мигель Берналь Хименес, Сальвадор Морено, Луис Эррера де ла Фуэнте, Рамон Нобле, Карлос Хименес Мабарак, принадлежащая к так называемому «второму поколению» мексиканских композиторов, которое пошло по пути поисков синтеза национального и универсального в своем творчестве. Среди них наибольший интерес вызывает творчество Карлоса Хименеса Мабарака (Carlos Jimenez Mabarak, 1916—1994). Путь Мабарака в музыку нетипичен: детские и юношеские годы он провел в разных странах — Гватемале, Чили и Бельгии, хотел стать инженером. Лишь в 1933 году стал заниматься музыкой в институте Высшего музыкального обучения в Брюсселе, который закончил в 1936 году. Важную роль в его формировании сыграла Маргарита Воутерс, профессор гармонии и анализа в Королевской консерватории Бельгии.