С открытием в столице Кубы Гаване в 1776 году театра «Колисео» (позже переименованного в Главный театр) кубинская публика знакомится с европейской оперной классикой. Гретри, Перголези, Паизиелло, Доницетти, а позже Россини и Беллини становятся любимейшими авторами кубинских меломанов. В 1810 году в Гавану приезжает испанская труппа, выступавшая здесь более 20 лет. Испанские артисты ставят оперы «Ричард Львиное Сердце» Гретри, «Тайный брак» Чимарозы, «Севильский цирюльник» Паизиелло, «Багдадский халиф» Буальдье, «Прекрасная Арсена» Монсиньи, а также показывают множество сарсуэл, тонадилий и сайнете . Они, наряду с итальянской оперой, завоевывают огромную популярность у публики. Появляются и тонадильи кубинских авторов, благодаря которым на театральные подмостки проникают народные песни и танцы. С начала ХЕХ века тонадильи распространяются в провинции. Все это подготовило почву для расцвета во второй половине XIX века музыкального кубинского театра.

В конце XVIII века любительское музицирование, распространенное в богатых домах, перерастает в профессиональную концертную деятельность. В 1811 году Хоакин Гавира организует струнное трио. Годом ранее на Кубе появляется первое фортепиано, которое скоро становится самым распространенным инструментом.