Неизъяснимо трогательны интонации песни «Ветер буйный», положенной в основу побочной партии. Это Allegretto cantabile — типичный образец чавесовской лирики (пример 62). Широкое расположение голосов создает эффект гармонической незаполненности, пустынности, разреженности атмосферы. Сохраняются интонационный строй пентатоники, секундо-квартовые обороты, появляется «индейская» каденция на повторяющейся тонике. Развитию темы способствуют ритмические комбинации ударных, достигающие сложной полиритмии. Народная тема вырастает, охватывая все новые горизонты и превращаясь в могучий гимн вечной и прекрасной природе.

По принципу нарастания звучности строится также медленный раздел Росо lento, основанный на ритуальной мелодии индейцев сери. Это характерный образец индейской гемитонной пентатоники, ограниченной тетрахордом.

Всплеском безудержного веселья и неукротимой энергии взрывается фи-нал симфонии — картина народного празднества. В едином порыве объедини-лись пронзительный унисон деревянных инструментов, глиссандо тромбонов, дробный топот ударных, безостановочный скрежет распадоров и струнных. Музыка, как бы раскаленная докрасна, излучает ослепительный свет: