Хосе Ролон (Jose Rolon, 1877 или 1878—1945), проведший детские годы на ранчо в долине Сапотлана, был хорошо знаком с народной музыкой. В 1903 году он отправился в Париж, где начал профессионально заниматься музыкой у М. Мошковского по фортепиано и Дюбуа по композиции (1903—1906). После «Романтического квартета» и симфонии он создает симфоническую поэму «Пир карликов», получившую в 1928 году 1-ю премию на Первом национальном музыкальном конгрессе, — свое самое известное сочинение с явно выраженной национальной направленностью (композитор включил в партитуру мелодию популярного народного сона XVIII века; см. пример 82, партия виолончелей), названное одним из критиков «мексиканским „Сном в летнюю ночь"».

Окрыленный успехом, Ролон возвращается в Париж, где занимается в «Эколь нормаль» у Нади Буланже и Поля Дюка (1927—1930). Приведем характерный отрывок из письма, написанного композитором своей дочери: «Все здесь сходят с ума от стольких „измов": атонализм, битонализм, политонализм, ультрахроматизм, додекафонизм. Что касается меня, то могу тебе сказать, что меня все они привлекают каждый в отдельности, но должны ли мы слушать столько сирен? — Не знаю. Однако думаю, что необходимо знать их все и выбрать дисциплину, которая подходит лучше к нашей традиции и нашей идиосинкразии.