Французский музыкальный идеал предпочитает сохранять определенную дистанцию между чувством и музыкальным произведением. Но является ли этот путь правильным для мексиканской музыки, чтобы она могла достичь универсальности? Я хотел бы создавать музыку, которая проявит нас перед всем миром» . В результате подобных размышлений возникают произведения, обра-щенные к национальной тематике, такие, как симфоническая поэма «Куауте- мок»  (1930) с говорящим хором на текст из поэмы «Милая Родина» Лопеса Веларде и оркестровая сюита «Сапотлан» (1932), которые насыщены инто-нациями и ритмами креольской музыки. Примечательны слова Нади Буланже по поводу этих сочинений: «Я получила большое удовольствие, просматривая страницы „Короля ацтеков", дорогой Ролон. Это просто замечательно, что вы делаете для музыки вашей родины. Благородный, глубокий характер музыки весьма далек как от живописного украшательства, так и от откровенных излияний. Широкое и открытое звучание хора приобретает здоровый рустический характер в диссонансах, которые придают ему особую грандиозность» .