Энергичное безостановочное движение гибкой волнообразной мелодии, контрастное сопоставление минорной и мажорной тональностей (в данном случае: d-moll — F-dur — D-dur — d-moll) в разделах формы. С танго «Эль чокло» начинается этап развития подлинного креольского танго. 

1900—1910-е годы — период расцвета аргентинского креольского танго в его наиболее чистом, незамутненном посторонними влияниями облике. К этому периоду относится и творческая деятельность тангерос, специфической группы авторов танго, объединенных историками (в достаточной степени ус-ловно) в группу так называемой «Старой гвардии». В нее вошли (если упомянуть наиболее известных) Анхель Грегорио Вильольдо, Роберто Фирпо, Франсиско Канаро, Эдуардо Аролас и, наконец, Херардо Эрнан Матос Родригес, автор всемирно известной «Кумпарситы», исполненной впервые в 1917 году оркестром Роберто Фирпо в кафе «Ла Хиральда» в Буэнос-Айресе. Каждому из вышеперечисленных композиторов принадлежит ряд заслуг в эволюции танго как жанра. В особенности это относится к Роберто Фирпо, осуществившему в 1913 году радикальную реформу прежнего инструментального состава тангового ансамбля, в результате которой в типовом креольском ансамбле окончательно закрепилось фортепиано в качестве базового инструмента, объединяющего фактурную, гармоническую и ритмическую функции.