В жанре большой оперы наиболее значительными кубинскими композиторами были Эдуардо Санчес де Фуэнтес (1874—1944) и Хосе Маури Эстеве (1856— 1937). Санчес де Фуэнтес известен как автор первой кубинской оперы, написанной на национальный сюжет в русле эстетики итальянского веризма, и еще более как автор знаменитой хабанеры «Ты», затмившей все песни этого жанра и дошедшей до России, где она была популярна перед Первой мировой войной.

Заслугой Эстеве стало создание в 1912 году оперы «Невольницы», в которой умело и органично преломлены жанры афрокубинской музыки. В этом отношении он явился прямым предшественником композиторов — основателей кубинской национальной композиторской школы XX века.

Одним из провозвестников креольской тематики в музыке Аргентины считается Франсиско Харгрейвс (1849—1900). Хотя первой оперой, созданной аргентинцем, была «Кузина из Калифорнии» Деметрио Риверы (1822—1889), поставленная в 1854 году в Рио-де-Жанейро на португальском языке, тот факт, что ее автор в 1842 году навсегда покинул Аргентину, заставляет признать первенство за Харгрейвсом, премьера одноактной оперы которого «Белая кошка» состоялась в 1877 году в театре «Виктория» в Буэнос-Айресе. Согласно традиции, опера исполнялась на итальянском языке и прошла с успехом. Вместе с тем, по мнению критики, «исполнение оперы оставило желать лучшего, поскольку каждый из артистов довольно слабо справился с ролью, которая ему была поручена.