Друг Вилла-Лобоса композитор Оскар Лоренсу Фернандес утверждает, что вначале он «испытал сильное влияние Дебюсси, как и очень многие композиторы начала XX века,… причем влияние не столько самого Дебюсси, сколько музыкальной атмосферы его эпохи. Правильнее говорить о влиянии французской школы,

доминировавшей в те годы» . Первое выступление Вилла-Лобоса в качестве композитора, состоявшееся 13 ноября 1915 года, вызвало резкое неприятие публики, освиставшей его, а также критики, воспитанной на итальянских операх и свято чтившей «правила», нарушенные безвестным самоучкой . Так Вил- ла-Лобос вступил на путь борьбы против консерватизма за утверждение новых эстетических ценностей, оказавшись в ряду передовых деятелей бразильской культуры. В произведениях этого периода проявились модернистские тенденции — конструктивистская угловатость, диссонантность, графическая лине- арность. В эти же годы началась плодотворная дружба композитора с Дариу- сом Мийо, работавшим секретарем французского посольства в Бразилии и увлекавшимся народной бразильской музыкой, и пианистом Артуро Рубинштейном, гастролировавшим в Рио-де-Жанейро.

Идеи обновления проникли во все области интеллектуальной жизни Бра-зилии. Одним из первых возмутителей спокойствия стала художница Анита Малфатти, вернувшаяся из Парижа в 1917 году с картинами, написанными под влиянием раннего Матисса. «Паранойя или мистификация?» — восклицали ошарашенные ценители академического искусства при виде ее картин .